«Платон» - не друг
Теперь оформлять маршрутные карты для проезда по федеральным трассам могут только грузоперевозчики, зарегистрированные в системе «Платон». Правда, в Прикамье многие частники продолжают игнорировать систему в принципе.
«Платон» - не друг
С 15 апреля вступили в силу изменения в работе системы взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон». Теперь оформлять маршрутные карты для проезда по федеральным трассам могут только зарегистрированные в системе грузоперевозчики. Прежде многие дальнобойщики заполняли бумажные квитанции, которые действовали в течение 30 дней, теперь же такие документы выдаются только иностранцам, а допустимый срок их использования сократился до недели. Вместе с тем, оператор «Платона» (ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы») обеспечил возможность постоплаты. Грузоперевозчики смогут внести плату за пройденный километраж в течение месяца после совершения поездки.
Многие пермские дальнобойщики и то, и другое нововведение проигнорируют. Причина проста – они не платят за проезд по федеральным трассам с помощью системы «Платон». «Для тех, кто принципиально не платит, ничего не поменялось: незарегистрированным пользователям можно было оформлять маршрутные карты – те их не оформляли. Теперь без регистрации карты оформлять нельзя, и делать этого по-прежнему не будут», – говорит Наталья Полякова, координатор Межроссийского союза водителей-профессионалов в Перми. По ее словам, таких принципиальных неплательщиков в Пермском крае много.
– Большая часть грузоперевозчиков, имеющих одну-две машины, и тех, владельцев большегрузов, которые одновременно являются водителями – в системе не зарегистрированы, – рассказала г-жа Полякова. Правда, официальных данных о количестве подключившихся, на сегодняшний день, получить не удалось. Вопросы, касающиеся работы системы, Наталья Полякова направила представителю компании-оператора в Перми, но ответов на них пока не поступало. Не получен ответ и на запрос Business Class в пресс-службу компании «РТ-Инвест Транспортные Системы». В целом в России по состоянию на 15 апреля в системе зарегистрировано 70% всех большегрузов, выезжающих на федеральные дороги.
Цены подняли все равно
Тем грузоперевозчикам, которые не подключились к системе «Платон», все равно пришлось поднять стоимость своих услуг. «Мы не платим за «Платон», но расходы на топливо, амортизацию выросли, зарплату водителям нужно поднимать. Поэтому стоимость грузоперевозок подняли примерно на 5%», – поясняет Наталья Полякова.
Нежелание платить за проезд по федеральным трассам собеседница объясняет несколькими причинами. «Во-первых, оператор системы – частная организация. Некое общество с ограниченной ответственностью намеревается собирать с граждан по 50-60 млрд рублей в год. Что это за плата – налог, сбор и т.д., остается неясным. Во-вторых, нет таких федеральных дорог, за которые стоит платить. Если трассы были бы отремонтированы, обеспечены инфраструктурой – автосервисами, автомойками – это одно. Но сейчас и состояние многих дорог плачевное, и до ближайшего сервиса бывает не просто добраться. Когда будут нормальные условия, тогда можно и платить», – аргументирует г-жа Полякова.
Двойная оплата
Еще один довод противников системы связан с тем, как власти планируют распорядиться собранными средствами. «На сегодняшний день из планируемых 60 млрд рублей собрали 6. До конца года, я думаю, соберут еще примерно 10 млрд рублей. Оператору в соответствии с концессионным соглашением отдадут 10,5 млрд рублей. На нужды государства останется, грубо говоря, 5,5 млрд рублей. Федеральными властями озвучено, что эти средства потратят не на ремонт существующих трасс или строительство дорог вообще, а на возведение новых платных участков. Получается, мы должны оплатить строительство трасс, за которые потом снова нужно будет платить», – возмущается Наталья Полякова.
Отметим, один из проектов, претендующих на получение средств, собранных системой «Платон» – строительство Чусовского моста. В конце марта под патронажем Росавтодора прошел «Стресс-тест проектов, претендующих на финансирование из федерального дорожного фонда». О мероприятии сообщило министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. Экспертам презентовали три проекта. Уровень подготовки проекта Пермского края, представленного Алмазом Закиевым, оценили в 30%. Проект по строительству четвертого моста через реку Обь в Новосибирске получил – 62%. Проект Удмуртской республики по строительству обхода города Ижевска – около 8% (из 100% возможных).
Все братья – тахометры
Если в конце прошлого года дальнобойщики в Пермском крае активно привлекали внимание общественности к проблемам, связанным с «Платоном», с помощью митингов и протестных акций, то сейчас, по словам г-жи Поляковой, подобных мероприятий не планируется. Вместе с тем, у дальнобойщиков появился еще один повод для недовольства. Согласно письму Росавтодора, с 1 апреля запрещено использование транспортных средств, оснащенных аналоговыми тахографами (техническими средствами для контроля за режимом движения, труда и отдыха водителей). Однако и этому нововведению пермские грузоперевозчики следовать не спешат.
«Мы пока не торопимся менять аналоговые тахографы на цифровые, так как существуют подозрения, что нет законодательного акта, обязывающего это делать. Есть только рекомендательный документ», – говорит г-жа Полякова. Стоимость одного цифрового тахографа с блоком СКЗИ (системой крипто-защиты информации) составляет 35-45 тысяч рублей. «Проблема в том, что блок СКЗИ пригоден для использования только в течение трех лет. То есть после введения закона о замене тахографов, нужно будет платить за замену блоков каждые три года», – добавляет собеседница.